Воспитание - приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социализация. В отличие от социализации воспитание - процесс всегда целенаправленный. В науке воспитание традиционно определяется как воздействие на человека
с целью его физического, нравственного, интеллектуального и
эстетического развития, подготовки к семейной, общественной,
производственной и культурной жизни. Задача воспитания - подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обществе.
Поэтому система воспитания в каждом обществе определяется требованиями
социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих
данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в
ходе собственной активности индивида и под влиянием природной,
социальной и культурной среды, в том числе специально организованной
целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия
воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой
связи можно выделить: а) непосредственное воспитание (родитель - ребенок, учитель - ученик и т.п.); б) опосредованное воспитание (создание материальных, семейных, политических, бытовых и других условий); в) самовоспитание, т.е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире. Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения. Организация
воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые
направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного
решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влияет
на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов. Результатом такого
взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав
знания, переживания и опыта. В воспитании взаимодействуют личность, семья,
государственные и общественные организации, в том числе религиозные,
учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации и др.
Важной задачей является обеспечение единства общественного и семейного
воспитания. В случае несогласованности воспитания в семье и в
общественных организациях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведения человека, нарушение в структуре его личности. Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке - педагогика.Пишите свои отзывы, мы всегда будем рады Вас услышать!
|