Британские
археологи раскопали крупнейший канал Римской империи. Одна из важнейших
артерий античности шириной 90 метров и длиной более 3 километров
соединяла морские ворота Рима, которые так и назывались - Порт, с
речными - Остией.Строительство канала началось при
Клавдии (41-54 год нашей эры). Он был введён в эксплуатацию при Нероне
(54–68 год нашей эры) и затем расширен при Траяне (98–117 год нашей
эры).Никто не ожидал, что он окажется
настолько большим, а некоторые даже сомневались в его существовании и
полагали, что товары из Порта доставлялись в Рим сушей, по дороге
Флавия. "Это совершенно потрясающе, - говорит
руководитель трёхлетних раскопок Саймон Кей. - Современные ему каналы
имели в ширину всего 20 - 40 метров. А этот такой большой, что, судя по
всему, на нём был ещё и остров с мостами". Стоит упомянуть, что границы
канала были определены кембриджским профессором Мартином Миллеттом с
помощью геофизического инструментария.Археологам нашли также огромные
складские помещения, императорский дворец и небольшой амфитеатр времён
Траяна и Адриана (конец I - начало II века наше эры). А также сотни
свидетельств в пользу того, что объём торговли между Римом и провинциями
сильно недооценивался. Особенно оживлённым был импорт из Северной
Африки - из современных Ливии и Туниса везли масло, вино и пикантный
рыбный соус гарум, а из провинций Африка и Египет шёл громадный поток
зерна, который не прекращался вплоть до V, а то и VI века, когда Империя
уже прекратила существование.Британцы полагают, что Порт и Остия
должны были служить пристанищем огромного количества выходцев из
Северной Африки. Найдены также с десяток человеческих скелетов и
беломраморная голова бородатого мужчины, относящаяся ко II или III веку.
Скорее всего, Улисса.По сей день о Порте известно намного
меньше, чем об Остии. В VI веке город был покинут из-за заиливания, и
его раскопки затруднены. По той же причине большая его часть должна была
хорошо сохраниться.
|